НАТАЛЬЯ ГУСАРОВА

ЭТИКА МЕДИАЦИИ
Медиация представляет собой альтернативный метод разрешения спора (АРС) при участии беспристрастной, нейтральной стороны – медиатора, благодаря которому стороны приходят к решению, основанному на консенсусе. Медиация – это особая форма посредничества, которая, по сравнению с судебным разбирательством, позволяет добиться более эффективного разрешения спора с соблюдением конфиденциальности.
В разные исторические эпохи существовали способы урегулирования конфликтов с привлечением посредников. Прототип современной медиации возник в Финикийской цивилизации. Дальнейшее развитие института посредничества происходило в Греции, где медиаторы были известны как proxenetas. В Древнем Риме, начиная с Дигестов Юстиниана, появилось законодательное закрепление положения медиаторов. В римском праве они именовались по-разному: internuncius, medium, intercessor, interpolator, conciliator, interlocutor, interpres и, наконец, mediator.
В Африке конфликты решались через народное собрание, в роли медиатора выступал уважаемый человек. В средние века на Руси с помощью посредников предпринимались попытки закончить миром княжеские междоусобицы. В этих случаях посредниками часто выступали представители духовенства.
На этапе зарождения медиация являлась неформальной процедурой, к которой стороны обращались исключительно по собственной инициативе. Современная медиация появилась только во второй половине ХХ столетия в странах англо-саксонского права: США, Англии и Австралии, позже она появилась во Франции, Бельгии, Нидерландах, Германии, Австрии, Италии и Швейцарии. В 1947 году в США была создана «Федеральная служба по медиации и примирению», определено понятие «медиация», а в 60-е годы концепция медиации приняла ту форму, в которой она используется сегодня.
Сферы применения медиации
Медиацию можно использовать в экономической и трудовой сфере, при конфликтах, как внутри компании, так и между предприятиями. В семейной сфере она используется при расторжении брака, в случае конфликтов между родственниками, при разделе наследства и семейных спорах, включая вопросы, связанные с защитой прав детей.
Особенно стоит отметить перспективы применения медиации при усыновлении или опеке. Существует риск возникновения конфликта между кровной семьей ребенка и замещающей семьей. В этом случае, с помощью посредника можно договориться о взаимоприемлемом порядке общения между всеми сторонами.
Медиацию также можно применять в школе, между соседями, в межкультурных, межобщинных и межэтнических конфликтах. В общественно-правовой сфере (главным образом в вопросах охраны окружающей среды) и политической сфере, например, между государствами (это давний институт международного права, известны под названием «предложение добрых услуг»). Особая область применения медиативной технологии – восстановительное правосудие в рамках уголовного права при заключении мирового соглашения между виновником и пострадавшим, особенно, в делах, с участием несовершеннолетних.
Медиация в России
В России в 2010 году был принят федеральный закон № 193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и ряд принципов, на которых строится деятельность медиатора регулируется законодательно.
Закон – хороший ориентир, он определяет границы практики. В частности, такие основополагающие принципы процедуры, как добровольность, конфиденциальность, сотрудничество и равноправие сторон, беспристрастность и независимость медиатора закреплены в федеральном законе (ст.3).
Ряд статей с разных сторон описывают позицию медиатора. Например, медиатору запрещено:
1) быть представителем какой-либо стороны;
2) оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;
3) осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он/она лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;
4) делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора. (ст. 15)
Три вышеперечисленных пункта из четырех описывают риск потери нейтральности и независимости
Медиатор, выбранный или назначенный в соответствии с настоящей статьей, в случае наличия или возникновения в процессе проведения процедуры медиации обстоятельств, которые могут повлиять на его независимость и беспристрастность, незамедлительно обязан сообщить об этом сторонам или в случае проведения процедуры медиации организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, также в указанную организацию» (ст.9).
Не менее трех раз в федеральном законе описываются правила, при соблюдении которых медиатор должен сохранить нейтральность и беспристрастность.
Этические принципы медиатора
Принципы, на которых строится процедура медиации, такие как: добровольность, конфиденциальность, сотрудничество и равноправие сторон, а также беспристрастность и независимость медиатора закреплены в федеральном законе. Однако, этический кодекс медиатора ими не ограничивается, и описывает принципы, которые можно считать этическими задачами в работе специалиста, более широко. Наиболее значимые принципы сводятся к следующим
Прозрачность и открытость
Реализуется в стремлении медиатора быть честным и искреннем по отношению к участникам процедуры, в разъяснении характера и смысла своих действий, в ответах на вопросы, возникающих относительно процедуры медиации.
Принятие, уважение и поддержка участников
Медиатор определяет свои действия и высказывания, опираясь на безусловное уважение к независимости и индивидуальности участников, способных принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Медиатор обеспечивает сторонам возможность свободного выбора и не может оказывать на них какое-либо давление при подготовке или проведении процедуры, а также содействует принятию осознанных решений, основанных на информированности. Под Информированностью подразумевается предоставление полной и открытой информации о процедуре, этапах проведения, роли медиатора и роли и ответственности сторон в процессе медиации. Если медиатор сочтет нецелесообразным проведение или продолжение процедуры, он обязан поделиться со сторонами своими сомнениями и обсудить возможность замены медиатора. То же самое происходит в случае, если медиатор не может продолжать процесс по личным причинам (физическим, психологическим, моральным).
Не навреди
Медиатор следует принципу «не навреди», в частности, избегает резких, грубых, оценочных суждений.
Профессиональная компетентность
Медиатор соглашается на проведение процедуры только в том случае, если он имеет необходимую квалификацию и опыт. Если в ходе процедуры специалист понял, что его знаний и опыта по конкретному спору не хватает, он должен как можно скорее поставить стороны в известность и обсудить возможность его замены.
Невозможность совмещения нескольких позиций
Медиатор не может быть консультантом по юридическим, экономическим, психологическим или иным вопросам, даже если он имеет необходимые компетенции и знания в этой области. Совмещать две позиции нельзя.
Профессиональный рост
Этическая задача медиатора – постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки, в частности, участвовать в образовательных программах, программах повышения квалификации, тренингах и семинарах.
Множественные отношения
Медиатор не имеет права вступать в профессиональные отношения, в которых может возникнуть конфликт интересов. Закон – своеобразная страховка для всех участников процесса. А как медиатору себя вести, если есть риск множественных отношений? Закон этого не описывает. Некоторые организации вносят в свои этические кодексы пункты о возможном пересечении границ между сторонами и медиатором. Например, «Лига медиаторов» предписывает медиатору выйти из процесса медиации, сделав специальное заявление, если он находится в каких-то социальных или профессиональных отношениях с любым из участников конфликта». Однако, наиболее полно и подробно риск вступления во множественные отношения описан в этическом кодексе «Альянса профессиональных медиаторов». Кроме того, что медиатор должен приостановить процедуру, при обнаружении обстоятельств, которые могут повлиять на его независимость или вызвать конфликт интересов, в обязанность медиатору вменяется поиск и выявление таких обстоятельств, которые могут повлиять на нейтральность на протяжении всего процесса. Медиатор может начать или продолжить медиацию, если он уверен в своей способности сохранять полную независимость и нейтральность для обеспечения абсолютной беспристрастности.
Нейтральность и беспристрастность
Концепция нейтральности и беспристрастности центрична для медиации. Профессиональная и этическая задача медиатора заключается в уделении особенного внимания своей позиции, а именно нейтральности, беспристрастности и равноудаленности от сторон, и тому, что может влиять на нее. Если один из участников знаком с медиатором, этическая задача медиатора сообщить об этом второй стороне и предоставить право принятие решение именно той стороне, которая потенциально может оказаться ущемленной возможным нарушением нейтральности. Если медиатор уверен в том, что он сможет остаться в нейтральной позиции, сможет отследить малейшие колебания в своем отношении, надо ли ему сообщать второй стороне о прошлых отношениях? Да, в противном случае нарушается важнейший принцип - открытости и прозрачности. Участник имеет право принимать решение, исходя из всех возможных рисков и имеющихся обстоятельств.
Профессия медиатора требует от специалиста большого объема знаний, навыков и компетенций. Они складываются, как паззл, в разные картины, которые отражают профессиональные представления медиатора о процессе медиации и его роли в ней. Ориентация в этических принципах деятельности и соблюдение этических норм – важнейшая составляющая качества оказываемых медиатором услуг, без которой невозможна профессиональная, эффективная и бережная и работа с клиентом.
Список литературы
Кодекс медиаторов России (2014). Россия, Москва: Издательство ООО «МЦУиПК»
Мета, Г., Похмелкина, Г. (2004). Медиация – искусство разрешать конфликты. Россия, Москва: Издательство Verte
Руководство Международного института по предотвращению и разрешению конфликтов (CPR) по медиации и АРС в Европе. Международный институт по предотвращению и разрешению конфликтов (2015)
Федеральный закон № 193 Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)
Шамликашвили, Ц. (2013). Основы медиации как процедуры урегулирования споров. Россия, Москва: Издательство ООО МЦУиПК



Наталья Гусарова
Психолог, медиатор
Made on
Tilda