Алена Прихидько
ШКОЛА (РЕ)ТРАВМЫ
Рассказ о родительской ретравматизации
Ваш ребенок идет в первый класс и вы очень волнуетесь? Ваш сын рассказал о том, что его обижали одноклассники и вы испытали ярость? Вы не понимаете почему вам так сложно сохранять спокойствие при общении с учителями? Возможно, вы переживаете то, что психологи называют ретравматизацией.
ФИЗИЧКА КАТЯ
Нашу классную руководительницу, учительницу физики, мы за глаза звали Катей. Я физику понимала плохо, и Катя часто говорила мне: "Ну, как же так? Ты вырастешь, у тебя родится ребенок и ты не сможешь обьяснить ему, как появляется радуга?", - я удивлялась экзальтации и выпучиванию глаз в момент произнесения этой мотивационной речи и думала о том, что по литературе у меня пятерка и, уж, как-нибудь разберусь я со своим ребенком, если он у меня будет.
Однажды утром в столовой я получала завтрак и что-то сказала о невкусной еде, которую нам выдавали. Рядом за учительским столом сидела Катя, в резкой форме она сообщила мне,что так говорить нельзя и что, мол, ты себе позволяешь. На что я ответила: "Я имею право говорить то, что считаю нужным." Через пятнадцать минут у нас начался урок физики. Она велела мне встать. И перед всем классом начала отчитывать меня. Я не помню, что именно она говорила. Я помню чувство абсолютной беспомощности перед унижением, смесь страха и злости, я была парализована. Она обращалась ко всему классу, призывая всех дружно осудить меня. Я вышла из класса, щеки мои горели. Ко мне подошел одноклассник и и сказал что-то подбадривающее. Это была единственная поддержка, которую я получила в тот момент. Я не помню, рассказала ли я об этом родителям.
Что такое психологическая травма? Когда она возникает?
Травма появляется когда человек сталкивается с шокирующим событием, которое он не может пережить сам. У ребенка не хватает ресурсов для того, чтобы справиться с шоком. Его ресурсом становятся взрослые, которые могут оказать эмоциональную поддержку. Взрослые - это ресурс ребенка. Если школьник оказывается в потенциально травмирующей ситуации, ему нужна помощь. В данном случае учительница не только не помогла мне пережить шок, но напротив организовала и усилила его. Я забыла этот случай и вспомнила только в этом году, когда мой сын пошел в школу.
Мы выбирали школу тщательно, в первую же неделю я записалась в волонтеры. В Америке родители могут помогать учительнице в классе. Мне это было нужно, в первую очередь, для того, чтобы снять свою тревогу. Я не могла понять почему я волнуюсь - все было прекрасно. Мой сын с удовольствием ходил в школу. Я приложила максимум усилий, чтобы понравиться учительнице, думая о том, что если она будет в хороших отношениях со мной, то лучше будет относиться и к моему сыну. И вдруг я вспомнила случай с физичкой. И случай с учителем математики, и случай с учительницей истории... и весь тот буллинг, с которым я столкнулась в школе. И те случаи, когда в роли булли выступала я, за что мне сейчас стыдно. Мой школьный опыт обрушился на меня лавиной, и мне потребовалось некоторое время для того, чтобы отдышаться и понять, что я уже взрослая женщина и все это в прошлом.
Многие из нас сталкивались с эмоциональным насилием в школе. Примером ретвраматизации может стать такой случай. Мама узнала о том, что учитель в школе накричал на ее ребенка и поставил его в угол. После того, как она узнала об инциденте, начала дрожать и плакать, потом испытала ярость и ненависть к учителю. Она решила, что нужно мгновенно забрать ребенка из школы.
Ретравматизация представляет собой осознаваемое или неосознаваемое напоминание о прошлой травме, результатом которого становится новое переживание этой травмы. Триггером может стать ситуация, мысли, и эмоции, возникающие в ситуации, повторяющей пережитую травму, в частности, ощущение утраты власти и/или контроля над ситуацией и потеря безопасности. Ощущение угрозы часто возникает у родителей, когда они общаются со школьными учителями. Сложно расслабиться, ты все время в напряжении, готов к нападению со стороны преподавателя. Именно поэтому многие родители начинают заискивать перед учителями, как бы зарабатывая себе кредит "хорошего родителя". Бывает сложно быть с учителем на равных, ведь никогда не знаешь, как он может повести себя с твоим ребенком, когда тебя нет рядом.
Более того, многие родители в ситуации конфликта между учителем и ребенком, занимают сторону учителя и говорят ребенку: "Учитель всегда прав, ты сам виноват", - тем самым потенциально усугубляя детскую травму и не давая жизненно необходимой ребенку поддержки. Этот замкнутый круг необходимо разрывать здесь-и-сейчас. Учитель предоставляет услугу вам. Он зависит от вас и вы можете влиять на его поведение, в конце концов, учителя в государственных школах получают зарплату благодаря тому, что вы платите налоги.
Важно понимать, что ребенок еще не умеет регулировать свои эмоции так, как это может сделать взрослый, в связи с тем, что области мозга, отвечающие за эмоциональную регуляцию, развиваются достаточно долго. Если в момент, когда ребенку нужна помощь родителя, последний становится беспомощным и погружается в океан собственной травмы, ребенок остается без поддержки. Именно поэтому родителям нужно учиться распознавать признаки ретравматизации и осуществлять эмоциональную регуляцию, только справившись со своими чувствами они смогут помочь своим детям.
Признаки ретравматизации
1
Родителю трудно говорить о своих чувствах, связанных с переживаниями ребенка
.
2
Родитель постоянно думает о травматических переживаниях ребенка
3
Возникает чувство беспомощности и страха перед человеком, который причинил вред
.
4

Беспокойство за переживания ребенка нарушает привычный ритм жизни

5
При одной мысли о происшедшем возникает сильная злость, которую трудно контролировать
У человека есть несколько возможных способов поведения в ситуации травмы: побег, нападение и оцепенение. Все эти виды поведения есть и у животных, но в отличие от человека, животные могут замереть, чтобы спастись, а потом убежать. Человек же, особенно ребенок, может как бы заморозиться в травматичном переживании. Для того, чтобы разморозиться, ему может понадобиться помощь извне. Хорошие новости - наше тело делает все, чтобы исцелить травму.
КАК МЫ РАЗМОРАЖИВАЕМСЯ?
Если вы сильно испуганы, злитесь, переживаете, видя, что происходит с ребенком:
Что вы замечаете в своем теле?
В каком месте тела возникает это ощущение?
Что вы ощущаете сейчас? В глазах, животе, лице (все части тела можно перечислять и отмечать постепенно)
Какие черты у ощущения?
Какая у него форма, или размер, или цвет, или вес?
Распространяется ли ощущение и, если да, то каким образом?
Чувствуете ли Вы что оно идет снаружи внутрь или изнутри наружу?
Есть ли у ощущения центр и граница? Или где оно начинается и заканчивается?
Куда движется ощущение и как оно меняется?
Как бы Вы могли его изменить, сделать его более приятным?
Если ощущение трансформировалось в приятное, нужно побыть в нем и позволить себе получить от него удовольствие.
Вы можете делать это упражнение по самонаблюдению сразу после или перед или во время общения с учителем. Если вам предстоит серьезный разговор с преподавателем вашего ребенка, вы можете почувствовать страх, как холодный ком в груди, ваша задача через наблюдение за своими ощущениями будет состоять в том, чтобы растопить этот лед и расправить плечи. Психологические исследования показывают, что одно лишь изменение позы, может добавить нам уверенности. Вы обязаны защищать своего ребенка от насилия в школе. Если этого не сделаете вы, этого, возможно, не сделает никто.
В завершение, мы хотим представить вашем вниманию аудиозапись разговора мамы с учительницей, которая поставила ученика в угол. Можно спорить о стилистике беседы и о том, что эта учительница будет делать дальше. Главное в этом видео - смелость мамы, ее способность встать на защиту своего ребенка и громко сказать о том, что она против эмоционального насилия над сыном. К сожалению, таких мам мало. Часто родители не идут к учителям, а замалчивают конфликты и обвиняют детей в плохом поведении. Однако, общение с учителями, сквозь собственный страх, связанный с личным травматичным школьным опытом, необходимо. Только в этом общении мы можем сформулировать для себя работающие стратегии взаимодействия с психологически выгорающими учителями, считающими возможным срывать свою злость на наших детях.
Made on
Tilda